Техническая экспертиза по делам о крушениях и авариях на железнодорожном транспорте

Когда на железнодорожных путях случаются аварии, обязательным пунктом является проведение технической экспертизы по делам о крушениях. В процессе ее проведения исследуются:

  • ж/д пути и переводы стрелок;
  • локомотивы и системы управления;
  • вагоны и комплекс сигнализации и прочее.

Что предлагает вам «ТЕХЭКО»?

Здесь вы можете заказать:

  • проведение экспертизы при авариях на железнодорожном транспорте – в зависимости от сложности ситуации, ее осуществление займет от 15 до 40 дней. Стоимость при этом может варьироваться от 60 000 до 180 000 рублей;
  • составление рецензии на заключение, которое оформляется в результате проведения экспертизы – обычно процедура занимает от 10 до 30 рабочих дней, а оценивается в сумму от 30 000 до 80 000 рублей.

Центр независимых судебных экспертиз располагает всеми необходимыми знаниями и оборудованием, чтобы осуществить экспертизу и дать возможность разобраться в ситуации крушения.

Ситуации, в которых необходимо проведение экспертизы

Наиболее частые происшествия на железной дороге – это:

  • сход подвижного состава с рельсов;
  • наезд на посторонние предметы и автогружтранспорт;
  • столкновение поездов;
  • повреждение линий энергоснабжения поездов;
  • умышленное разрушение железнодорожных путей.

Экспертиза призвана установить, что стало причиной аварии и кто в данной ситуации должен нести ответственность. При выдвижении версий учитываются такие факторы, как поломки в самом подвижном составе, проблемы с железнодорожными путями и невнимательность машиниста.

Объекты экспертизы:

  • Железнодорожные пути;
  • Стрелочные переводы;
  • Локомотивы, Вагоны, Приборы управления, сигнализации и др.

Документы:

  • Акт специального (служебного, ведомственного) расследования;
  • Заключение о технических причинах крушения или аварии, составляемое начальником отделения дороги и ревизором по безопасности движения;
  • Протокол осмотра места происшествия;
  • Фотоснимки и схемы;
  • Данные лабораторных анализов металлов;
  • Протоколы допросов машинистов, членов бригады поезда, путевых обходчиков, очевидцев происшествия, работников железнодорожного цеха промышленного предприятия и т.д.

Примерные вопросы, решаемые данной экспертизой:
Установление причины, механизма, обстоятельств, последствий крушения (аварии)

  • Какова непосредственная техническая причина данного происшествия (столкновения поездов, схода с рельсов поезда, локомотива, вагонов и др.)?
  • Не является ли крушение (авария) следствием данной технической причины (например, сход вагона с рельсов – результатом излома шейки оси)?
  • Могли ли такие-то неисправности (подвижного состава, пути) вызвать крушение (аварию), и если да, то при каких обстоятельствах?
  • Не создалась ли повышенная нагрузка на такую-то деталь при крушении?
  • Какие организационные недостатки способствовали крушению (аварии)?
  • Какое происшествие произошло раньше – крушение или падение груза (или взрыв саморасцеп поезда и т.д.)?
  • Какой частью локомотива (или вагона) образованы данные следы?
  • Какова сила удара, который воздействовал на данный объект (часть механизма, деталь и т.д.)?
  • Какой вагон в поезде первым сошел с рельсов?
  • На каком участке пути начался сход поезда с рельсов?
  • Какова степень тяжести последствий крушения (аварии)?

Установление состояния технических средств и техники безопасности

  • Находился ли данный объект (путь, стрелочный перевод, локомотив, вагон, прибор управления и сигнализации, тормозная система поезда и т.д.) в технически неисправном состоянии, и если да, то в чем состоит неисправность?
  • Соответствует ли правилам технической эксплуатации состояние технического средства (например, возвышение наружного рельса на участке кривой части пути)?
  • Имели ли место определенные отклонения от соответствующих нормативных требований (например, в содержании стрелочного перевода)?
  • Правильно ли уложены рельсы на данном участке пути?
  • Не имеет ли балластный слой недостатков (просадок, пучин, оползней, балластных корыт)?
  • Какие неисправности стрелочных переводов могли вызвать движение по не установленному регламентирующим документом маршруту?
  • Соответствовали ли показания сигналов светофоров положению стрелок?
  • Соответствует ли качество металла, из которого сделано изделие (рельс, деталь) стандарту?
  • Является ли нагрузка на данную деталь соответствующей требованиям нормативов?
  • Свежим или старым является излом данной детали?
  • Какова давность возникновения дефектов (стрелочных переводов, осей вагонов, буксовых узлов, рельсов и т.д.)?
  • Существовал ли данный дефект до крушения или он появился в результате крушения?
  • Были ли дефекты, вызвавшие происшествие, скрытыми или явными?
  • По какой причине возник дефект (излом рельса, поломка оси колесной пары, сцепных, тяговых, ударных приспособлений, излом рессорных подвесов, прокат бандажей колес и т.д.)?
  • - Можно ли было обнаружить неисправности и устранить их до крушения?
  • - Какие меры предупреждения неисправностей должны были быть приняты?
  • - Доброкачественно ли выполнена такая-то работа (например, сварка листов цистерны), и если нет, в чем заключаются недостатки?
  • - В соответствии ли с требованиями безопасности движения была выполнена данная работа (формирование железнодорожного состава, погрузка, выгрузка грузов и т.д.)?
  • - Имеются ли недостатки в ремонте (пути, локомотива, вагонов), и если да, в чем они заключаются?
  • - Имеются (имелись) ли недостатки в техническом осмотре (подвижного состава, пути), и если да, в чем они заключаются?
  • - Можно ли было доброкачественно выполнить такую-то работу за определенное время и при наличии нужного оборудования?
  • - Обеспечивает ли безопасность движения технико-распорядительный акт станции?

Установление обстоятельств, предшествовавших крушению (аварии). Оценка действий работников. Суждение о возможности предотвращения происшествия.

  • Какова была скорость движения на таком-то участке пути?

Для определения скорости путем расчетов необходимо знать время крушения с точностью до одной минуты. Эксперту необходимо также сообщить время проследования поездом последнего железнодорожного пункта (станции, полустанка), т.е. представить выписку из настольного журнала этого пункта.

  • Какова предельная скорость, которая может быть допущена на данном участке пути?
  • Каково содержание записи на ленте скоростемера?
  • Соответствует ли нормам выполнение определенных технических действий (например, формирование состава, погрузка, проведение маневровой работы)?
  • Правильны ли действия такого-то лица в техническом отношении?
  • Допущены ли в данном случае отклонения от правил безопасности движения, и если да, то какие?
  • Соответствовало ли нормам организованное железнодорожное движение на таком-то участке (составлен маршрут движения и тд.)?
  • Судя по состоянию приборов локомотива, принимал ли машинист меры к экстренной остановке поезда, и если да, то какие?
  • Применял ли машинист торможение, и если да, то правильно ли и своевременно оно было применено?
  • Был ли включен тормоз перед крушением?
  • Требовалось ли производить регулярный технический осмотр такого-то объекта (подвижного состава, средств сигнализации и др.), и если да, то кто, в каком порядке и через какие промежутки времени должен был его осматривать?
  • На ком из должностных лиц лежит обязанность обеспечивать соблюдение определенных правил безопасности движения?
  • В обязанности какого должностного лица входило в данном случае принятие мер, необходимых для предотвращения крушения?
  • В чьи обязанности входило выполнение таких-то действий (обнаружение дефектов и их своевременное устранение, контроль за правильностью погрузки и т.д.)?
  • Входило ли в обязанности такого-то должностного лица выполнение таких-то действий?
  • Выполнило ли такое-то лицо все действия, необходимые для предотвращения крушения, и если нет, какие действия не были выполнены?
  • Можно ли было своевременной остановкой поезда предотвратить крушение или облегчить его последствия?
  • Можно ли было остановить поезд, не доезжая до такого-то места?
  • На каком расстоянии от места торможения можно было остановить поезд при правильном применении необходимых для этого мер (каков тормозной путь)?
  • Сколько времени требуется для выполнения такой-то работы (сцепки вагонов, технического осмотра поезда и т.д.)?
  • Какие правила безопасности движения и кем были нарушены в данном случае; повлияли ли эти нарушения на происшествие?
Наши клиенты:
ГК «Олимпстрой»

ФНС Российской Федерации

ОАО «РЖД»

IKEA

Россия. Особые Экономические Зоны

Следственный комитет Российской Федерации

Институт ядерных исследований РАН

Юникредитбанк

Суды общей юрисдикции

Арбитражные суды Российской Федерации

ООО «Транснефтьстрой»

Следственные органы МВД России

Инновацио́нный центр «Ско́лково»

Газпром нефть