Экспертиза стоимости подрядных работ.

21.07.2016

В целях полного и объективного рассмотрения арбитражного дела определением суда по делу назначена судебная экспертиза.

Согласно заключению эксперта Центра независимых судебных экспертиз Российского экологического фонда ТЕХЭКО, стоимость выполненных работ в сумме 23 768 998,42 руб., в том числе НДС 18%, отраженная в актах от 25.06.2011 № 1 о приемке выполненных работ за июнь 2011, от 31.08.2011 № 2  о приемке выполненных работ за август 2011г.; № 3 о приемке выполненных работ за декабрь 2011г. по договору от 22.06.2011 № 40, не соответствует сметной стоимости данных работ равной 17.033.350 руб. 74 коп. ( в т.ч. НДС 18% - 2 598 307,74 руб.) и превышает ее на 6 735 647,68 руб. (в т.ч. НДС 18% - 1.027.471,68 руб.);

Стоимость выполненных работ в сумме 10 594 274,82 руб., в том числе НДС 18%, отраженная в акте от 22.12.2011 № 71, не соответствует сметной стоимости данных работ равной 8 101 245,28 руб. (в том числе НДС 18% - 1.235.783,18 руб.) и превышает ее на 2.493.029,54 руб. (в т.ч. НДС 18% - 380.292,64 руб.).

Стоимость выполненных работ в сумме 20.764.941,44 руб., в т.ч. НДС 18%, отраженная в актах от 30.09.2011 № 1 о приемке выполненных работ за июль 2011г.; от 22.12.2011 № 2 о приемке выполненных работ за декабрь 2011 по договору от 09.07.2011 № 72, не соответствует сметной стоимости  данных работ равной 13.875.989,48 руб. (в т.ч. НДС 18% - 2.116.676,36 руб.) и превышает ее на 6.888.951,96 руб. (в т.ч. НДС 18% -1.050.857,08 руб.).

Оценивая представленное экспертное заключение по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о его недостаточной ясности и полноте, в связи с чем, с учетом правовых позиций лиц, участвующих в деле, по делу была назначена дополнительная экспертиза.

Определениями суда от 28.05.15, 24.09.2015 по делу была назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой было поручено Центру независимых судебных экспертиз Российского экологического фонда «ТЕХЭКО».

На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:

Соответствует ли стоимость выполненных работ в сумме 23 768 998,42 руб., в том числе НДС18% отраженная в Актах от 25.06.2011г. №1 о приемке выполненных работ за июнь 2011г.; от 31.08.2011г. №2 о приемке выполненных работ за август 2011г.; от 22.12.2011г. №3 о приемке выполненных работ за декабрь 2011г. по Договору от 22.06.2011г. №40;

В сумме 10 594 274, 82 руб., в т.ч. НДС 18%, отраженная в Акте от 22.12.2011г. №1 о приемке выполненных работ за декабрь 2011г. по Договору от 29.07.2011г. №71;

В сумме 20 764 941,44 руб., в т.ч. НДС 18%, отраженная в Актах от 30.09.2011г. №1 о приемке выполненных работ за июль 2011г.; от 22.12.2011г. 2 о приемке выполненных работ за декабрь 2011г. по Договору от 09.07.2011г. №72,

рыночной стоимости аналогичных работ, выполняемых аналогичными организациями на момент заключения указанных Договоров?

Для проведения  дополнительной экспертизы экспертам направлялись следующие документы:

1. Копия Договора №40 от 22.06.2011г.;

2. Копия Акта  №1 от 25.06.2011г. о приемке выполненных работ за июнь 2011г.;

3. Копия Акта  №2 от 31.08.2011г. о приемке выполненных работ за август 2011г.;

4. Копия Акта  №3 от 22.12.2011г. о приемке выполненных работ за декабрь 2011г.;

5. Копия Договора №71 от 29.07.2011г.;

6. Копия Акта №1 от 22.12.2011г. о приемке выполненных работ за декабрь 2011г.;

7. Копия Договора №72 от 09.07.2011г.;

8. Копия Акта №1 от 30.09.2011г. о приемке выполненных работ за июль 2011г.;

9. Копия Акта №2 от 22.12.2011г.  о приемке выполненных работ за декабрь 2011г.

Согласно заключению экспертов № 7520/Ц по результатам проведения дополнительной судебной экспертизы стоимость выполненных работ в целом составляет 55.128.211 руб. (НДС в том числе) и соответствует рыночной стоимости аналогичных работ, выполняемых аналогичными организациями на момент заключения договоров. Указанная стоимость в целом лежит в пределах рыночного диапазона, в котором может находиться определяемое значение рыночной стоимости объекта экспертизы, и который составляет (округленно) от 50.370.000 руб. (НДС в том числе) и до 72.820.000 руб. (НДС в том числе).

Один из экспертов изложил особое мнение, согласно которому в соответствии с установленным порядком ценообразования и сметного нормирования в строительстве при расчете стоимости работ по договорам от 22.06.2011 № 40, от 29.07.2011 № 71, от 09.07.2011 № 72 необходимо применять сметно-нормативную базу ФЕР-2001 (выпуск 2009 года).

Рассчитанная экспертом стоимость работ с применением сметно-нормативной базы ФЕР-2001 (выпуск 2009 года) с индексами  пересчета в текущие цены на момент выполнения подрядных работ не соответствует договорной стоимости работ.

Разница по договорам от 22.06.2011 № 40, от 29.07.2011 № 71, от 09.07.2011 № 72 между договорной ценой и стоимостью работ с применением сметно-нормативной базы ФЕР-2001 (выпуск 2009 года) с индексами пересчета  в текущие цены на момент выполнения подрядных работ составляет 6.346.412,88 руб. (с НДС 18%).

 В соответствии с ч. 2 ст. 86 АПК РФ если эксперт при проведении экспертизы установит обстоятельства, которые имеют значение для дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Как видно из заключения экспертом Тимашковой Е.А. при проведении экспертизы были установлены дополнительные обстоятельства, которые имеют значение для дела и по поводу которых перед экспертом не были поставлены вопросы. В связи с чем в порядке, установленном с ч. 2 ст. 86 АПК РФ, ею были сделаны дополнительные выводы на основании проведенного исследования.

Экспертом Тимашковой Е.А. в исследовательской части заключения установлено, что при расчете стоимости работ по договорам от 22.06.2011 №40, 29.07.2011 № 71, от 09.07.2011 № 72 необходимо применять сметно-нормативную базу ФЕР-2001 (выпуск 2009 года) в связи с тем, что сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемая полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета» (п. 30 Постановления Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» от 16.02.2008 № 87 (далее - Постановление № 87), принят во исполнение п. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ) (т. 15 л.д. 81). Кроме того, в соответствии со ст. 759 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан передать подрядчику (проектировщику, изыскателю) задание на проектирование, в котором приводятся исходные данные, необходимые для составления технической документации (в том числе указывается метод составления сметной документации и вид используемой сметно-нормативной базы), при этом подрядчик должен соблюдать требования, содержащиеся в задании на проектирование, и вправе отступать от них только с согласия заказчика. Учитывая изложенное, решение о выборе сметно-нормативной базы, применяемой для составления сметной документации, находится в компетенции заказчика (Письмо Минрегиона РФ от 29.04.2010 № 17163-ИМ/08 «Об определении сметно-нормативной базы, применяемой для составления сметной документации») (т. 15 л.д. 81); договорами от 22.06.2011 №40, 29.07.2011 № 71, 09.07.2011 № 72 предусмотрено, исполнительная смета должна быть составлена с применением сметно-нормативной базы ФЕР-2001 (выпуск 2009 года) (т. 15 л.д. 81-82).

В связи с чем подрядчики приняли на себя обязательства произвести расчет стоимости проектных, строительно-монтажных работ с применением сметно-нормативной базы ФЕР-2001 (выпуск 2009 года) и фактически расчет стоимости производился с применением вышеуказанных расценок.

Руководствуясь вышеизложенным, экспертом произведен расчет стоимости проектных, строительно-монтажных работ с применением сметно-нормативной базы ФЕР-2001 (выпуск 2009 года) с индексами пересчета в текущие цены на момент выполнения подрядных работ. Расчёт экспертом производился с применением индексов пересчета для Московской области (т. 15 л.д. 46-54).

В результате чего, экспертом установлено, что разница по трем договорам между договорной ценой, которая должна быть рассчитана сторонами с применением сметно-нормативной базы ФЕР-2009 , и стоимостью, рассчитанной экспертом с применением той же самой сметно-нормативной базы с индексами пересчета в текущие цены на момент выполнения подрядных работ, составила 6.346.412,88 руб.

  Более того, эксперт дал свое заключение в рамках комиссионной комплексной экспертизы только в той области, в которой он обладает специальными познаниями и является специалистом, что полностью соответствует ст.ст. 21, 23 Федеральному закону от 31.05.2011 № 73-ФЗ.

Таким образом, эксперт в области сметного нормирования не вышел за пределы процессуальной компетенции.

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами. Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Кодекса. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).

Суд приходит к выводу, что исковые требования с учетом заключения экспертов по результатам проведения дополнительной судебной экспертизы подлежат удовлетворению в сумме 6.346.412,88 руб.

решение

Наши клиенты:
ГК «Олимпстрой»

ФНС Российской Федерации

ОАО «РЖД»

IKEA

Россия. Особые Экономические Зоны

Следственный комитет Российской Федерации

Институт ядерных исследований РАН

Юникредитбанк

Суды общей юрисдикции

Арбитражные суды Российской Федерации

ООО «Транснефтьстрой»

Следственные органы МВД России

Инновацио́нный центр «Ско́лково»

Газпром нефть