Техническая экспертиза по делам о крушениях и авариях на железнодорожном транспорте
Когда на железнодорожных путях случаются аварии, обязательным пунктом является проведение технической экспертизы по делам о крушениях. В процессе ее проведения исследуются:
- ж/д пути и переводы стрелок;
- локомотивы и системы управления;
- вагоны и комплекс сигнализации и прочее.
Что предлагает вам «ТЕХЭКО»?
Здесь вы можете заказать:
- проведение экспертизы при авариях на железнодорожном транспорте – в зависимости от сложности ситуации, ее осуществление займет от 15 до 40 дней. Стоимость при этом может варьироваться от 60 000 до 180 000 рублей;
- составление рецензии на заключение, которое оформляется в результате проведения экспертизы – обычно процедура занимает от 10 до 30 рабочих дней, а оценивается в сумму от 30 000 до 80 000 рублей.
Центр независимых судебных экспертиз располагает всеми необходимыми знаниями и оборудованием, чтобы осуществить экспертизу и дать возможность разобраться в ситуации крушения.
Ситуации, в которых необходимо проведение экспертизы
Наиболее частые происшествия на железной дороге – это:
- сход подвижного состава с рельсов;
- наезд на посторонние предметы и автогружтранспорт;
- столкновение поездов;
- повреждение линий энергоснабжения поездов;
- умышленное разрушение железнодорожных путей.
Экспертиза призвана установить, что стало причиной аварии и кто в данной ситуации должен нести ответственность. При выдвижении версий учитываются такие факторы, как поломки в самом подвижном составе, проблемы с железнодорожными путями и невнимательность машиниста.
Объекты экспертизы:
- Железнодорожные пути;
- Стрелочные переводы;
- Локомотивы, Вагоны, Приборы управления, сигнализации и др.
Документы:
- Акт специального (служебного, ведомственного) расследования;
- Заключение о технических причинах крушения или аварии, составляемое начальником отделения дороги и ревизором по безопасности движения;
- Протокол осмотра места происшествия;
- Фотоснимки и схемы;
- Данные лабораторных анализов металлов;
- Протоколы допросов машинистов, членов бригады поезда, путевых обходчиков, очевидцев происшествия, работников железнодорожного цеха промышленного предприятия и т.д.
Примерные вопросы, решаемые данной экспертизой:
Установление причины, механизма, обстоятельств, последствий крушения (аварии)
- Какова непосредственная техническая причина данного происшествия (столкновения поездов, схода с рельсов поезда, локомотива, вагонов и др.)?
- Не является ли крушение (авария) следствием данной технической причины (например, сход вагона с рельсов – результатом излома шейки оси)?
- Могли ли такие-то неисправности (подвижного состава, пути) вызвать крушение (аварию), и если да, то при каких обстоятельствах?
- Не создалась ли повышенная нагрузка на такую-то деталь при крушении?
- Какие организационные недостатки способствовали крушению (аварии)?
- Какое происшествие произошло раньше – крушение или падение груза (или взрыв саморасцеп поезда и т.д.)?
- Какой частью локомотива (или вагона) образованы данные следы?
- Какова сила удара, который воздействовал на данный объект (часть механизма, деталь и т.д.)?
- Какой вагон в поезде первым сошел с рельсов?
- На каком участке пути начался сход поезда с рельсов?
- Какова степень тяжести последствий крушения (аварии)?
Установление состояния технических средств и техники безопасности
- Находился ли данный объект (путь, стрелочный перевод, локомотив, вагон, прибор управления и сигнализации, тормозная система поезда и т.д.) в технически неисправном состоянии, и если да, то в чем состоит неисправность?
- Соответствует ли правилам технической эксплуатации состояние технического средства (например, возвышение наружного рельса на участке кривой части пути)?
- Имели ли место определенные отклонения от соответствующих нормативных требований (например, в содержании стрелочного перевода)?
- Правильно ли уложены рельсы на данном участке пути?
- Не имеет ли балластный слой недостатков (просадок, пучин, оползней, балластных корыт)?
- Какие неисправности стрелочных переводов могли вызвать движение по не установленному регламентирующим документом маршруту?
- Соответствовали ли показания сигналов светофоров положению стрелок?
- Соответствует ли качество металла, из которого сделано изделие (рельс, деталь) стандарту?
- Является ли нагрузка на данную деталь соответствующей требованиям нормативов?
- Свежим или старым является излом данной детали?
- Какова давность возникновения дефектов (стрелочных переводов, осей вагонов, буксовых узлов, рельсов и т.д.)?
- Существовал ли данный дефект до крушения или он появился в результате крушения?
- Были ли дефекты, вызвавшие происшествие, скрытыми или явными?
- По какой причине возник дефект (излом рельса, поломка оси колесной пары, сцепных, тяговых, ударных приспособлений, излом рессорных подвесов, прокат бандажей колес и т.д.)?
- - Можно ли было обнаружить неисправности и устранить их до крушения?
- - Какие меры предупреждения неисправностей должны были быть приняты?
- - Доброкачественно ли выполнена такая-то работа (например, сварка листов цистерны), и если нет, в чем заключаются недостатки?
- - В соответствии ли с требованиями безопасности движения была выполнена данная работа (формирование железнодорожного состава, погрузка, выгрузка грузов и т.д.)?
- - Имеются ли недостатки в ремонте (пути, локомотива, вагонов), и если да, в чем они заключаются?
- - Имеются (имелись) ли недостатки в техническом осмотре (подвижного состава, пути), и если да, в чем они заключаются?
- - Можно ли было доброкачественно выполнить такую-то работу за определенное время и при наличии нужного оборудования?
- - Обеспечивает ли безопасность движения технико-распорядительный акт станции?
Установление обстоятельств, предшествовавших крушению (аварии). Оценка действий работников. Суждение о возможности предотвращения происшествия.
- Какова была скорость движения на таком-то участке пути?
Для определения скорости путем расчетов необходимо знать время крушения с точностью до одной минуты. Эксперту необходимо также сообщить время проследования поездом последнего железнодорожного пункта (станции, полустанка), т.е. представить выписку из настольного журнала этого пункта.
- Какова предельная скорость, которая может быть допущена на данном участке пути?
- Каково содержание записи на ленте скоростемера?
- Соответствует ли нормам выполнение определенных технических действий (например, формирование состава, погрузка, проведение маневровой работы)?
- Правильны ли действия такого-то лица в техническом отношении?
- Допущены ли в данном случае отклонения от правил безопасности движения, и если да, то какие?
- Соответствовало ли нормам организованное железнодорожное движение на таком-то участке (составлен маршрут движения и тд.)?
- Судя по состоянию приборов локомотива, принимал ли машинист меры к экстренной остановке поезда, и если да, то какие?
- Применял ли машинист торможение, и если да, то правильно ли и своевременно оно было применено?
- Был ли включен тормоз перед крушением?
- Требовалось ли производить регулярный технический осмотр такого-то объекта (подвижного состава, средств сигнализации и др.), и если да, то кто, в каком порядке и через какие промежутки времени должен был его осматривать?
- На ком из должностных лиц лежит обязанность обеспечивать соблюдение определенных правил безопасности движения?
- В обязанности какого должностного лица входило в данном случае принятие мер, необходимых для предотвращения крушения?
- В чьи обязанности входило выполнение таких-то действий (обнаружение дефектов и их своевременное устранение, контроль за правильностью погрузки и т.д.)?
- Входило ли в обязанности такого-то должностного лица выполнение таких-то действий?
- Выполнило ли такое-то лицо все действия, необходимые для предотвращения крушения, и если нет, какие действия не были выполнены?
- Можно ли было своевременной остановкой поезда предотвратить крушение или облегчить его последствия?
- Можно ли было остановить поезд, не доезжая до такого-то места?
- На каком расстоянии от места торможения можно было остановить поезд при правильном применении необходимых для этого мер (каков тормозной путь)?
- Сколько времени требуется для выполнения такой-то работы (сцепки вагонов, технического осмотра поезда и т.д.)?
- Какие правила безопасности движения и кем были нарушены в данном случае; повлияли ли эти нарушения на происшествие?